Виды коробок передач автомобиля

Этой статьей мы открываем цикл Ликбез, где будем освещать темы, актуальные для начинающих водителей и всех интересующихся устройством автомобиля. Начнем с видов коробок передач, наверняка многие из вас слышали эти названия: автомат, механика, робот, вариатор. И если разницу механика-автомат, хотя бы с точки зрения «пользователя» понимают все, то вот с роботами и вариаторами уже сложнее. В этой статье мы постараемся разложить все по полочкам.

механическая коробка передач

Коробка передач автомобиля (КПП) одна из самых главных конструктивных частей трансмиссии. Она используется для изменения скорости крутящего момента и направления движения (вперед или назад), а также для длительного разъединения силового агрегата от трансмиссии.

Коробки передач по своему делятся на ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные. Ступенчатые — это коробки, в которых крутящий момент меняется резко -это роботизированные и механические.

Многоступенчатый редуктор цилиндрической формы, в котором переключение передач осуществляется вручную — механическая коробка передач (МКПП), часто называемая для краткости механикой. Различают 4-, 5- 6-, 7- и 8-ступенчатую коробки, в зависимости от количества ступеней.

Плюсы механики:

  • Вы сами контролируете скорость
  • Простоту конструкции,
  • Относительную дешевизну ремонта и обслуживания
  • Высокий КПП
  • Надежность.

Механика — самый распространенный вариант. Но у нее есть ряд недостатков.

Минусы:

  • Сложность использования — во всяком случае для начинающих водителей
  • Появляется сцепление как дополнительный элемент.

Роботизированная коробка передач, в простонародье «робот» это, по сути, та же механика, но переключение скоростей автоматизировано.

роботизированная коробка передач

Плюсы робота:

  • Простота использования
  • Экономит топливо, как и механика
  • Можно буксировать
  • Немного масла в строении (сравнимо с механикой)

Минусы:

  • Переключение происходит дольше,чем в механике
  • Переключает зачастую с толчками
  • Бывает небольшой откат назад во время старта, что может быть опасно для стоящего сзади автомобиля.

Популярность роботов стремительно растет, их устанавливают на многие автомобили,как бюджетные так и не очень. Но все-таки роботы еще не так совершенны и, судя по отзывам автомобилистов, могут периодически «глючить».

Комбинация этих двух подходов — это автоматическая коробка передач, в обиходе – «автомат». В автомат включен гидротрасформатор, который заменяет сцепление и обеспечивает бесступенчатую регулировку крутящего момента, а также механическую КПП. Современные автоматы имеют 7-8 ступеней.

Автоматическая КПП отличается высокой надежностью работы, а также обес­пе­чи­ва­ет плавную смену передач. При этом «автомат» имеет повышенный топливный расход и низкую динамику разгона.

автоматическая коробка передач

Плюсы автомата:

  • Удобство вождения, нет педали сцепления
  • Прочность и неприхотливость
  • Плавность работы
  • можно трогаться в горку без отката назад

Минусы :

  • Большое количество масла
  • долгий прогрев зимой
  • Нежелательно буксовать, иначе масло может «закипеть», что может привести к поломке,нужно вызывать эвакуатор
  • Сложный и дорогой ремонт
  • Низкий КПД
  • Больший расход топлива
  • Медленный разгон

К коробкам передач бесступенчатого типа относится вариатор. В отличие от коробок передач ступенчатого типа, передаточное число в вариаторных КПП изменяется плавно. Вариаторная коробка прекрасно разгоняется и иногда даже лучше обычной механики, и тем более автомата и робота.

вариаторная коробка передач

Плюсы вариатора:

  • Удобство использования
  • Высокий КПД
  • Динамичный разгон
  • Экономия топлива
  • Нет толчков и рывков
  • Легко тронуться в горку

Минусы:

  • Большое количество масла внутри – большие прогревы зимой и усложненный запуск
  • Нельзя буксировать автомобиль
  • Дорогое обслуживание и ремонт (не везде его могут сделать)

Надеемся, нам удалось осветить основные плюсы и минусы каждого варианта. Подытоживая, хочется сказать, что конечно, выбор коробки передач — личное дело каждого, на начинающим водителям,мы бы посоветовали подружиться с механикой. Пока она самая недорогая и надежная. А с механики можно пересаживаться на любую другую коробку.

Тем, кому интересно разобраться в вопросе чуть глубже советуем отличное обзорное видео на эту тему.